Налоговая политика - важная часть социально-экономической стратегии развития страны. В этой связи она должна быть подчинена не решению сиюминутных конъюнктурных задач, а достижению долгосрочных целей развития общества. Для России, на мой взгляд, было уместно скорректировать налоговую систему, исходя из следующих фундаментальных предпосылок.
1. Необходим селективный подход к налогам на бизнес, которые должны быть дифференцированы по следующим критериям: развитие человеческого потенциала и высокотехнологичных отраслей; торможение извлечения доходов за счет посредничества и спекулятивных операций; торможение проедания национального богатства за счет истощения природных ресурсов, деградации основного капитала, упадка человеческих ресурсов нации.
Эффективной мерой налоговой политики может стать введение системы налоговых льгот одновременно с сочетанием повышенного налогообложения за использование всех видов ресурсов со льготами. Последнее направлено на сбережение и возобновление природных ресурсов, обновление основного капитала, инвестиции в человека и т.п.
2. Создание механизма дифференцированных платежей за национальные природные ресурсы в целях полного изъятия рентных доходов в пользу общества и сведения доходов в ресурсодобывающих отраслях к нормальной предпринимательской прибыли, колеблющейся в переделах 10% на авансированный капитал.
3. Формирование системы социальных налогов с целью смягчения социального неравенства, содействия созданию равных стартовых позиций для каждого человека и поощрения развития человеческого потенциала. Изъятие значительной доли сверхвысоких доходов является признанной мировой практикой. Социологические исследования показывают, что после определенного порога рост личных доходов перестает играть существенную стимулирующую роль в развитии производственной и творческой активности человека.
4. Применение контроля за соотношением доходов и расходов не только для государственных чиновников, но и для всех категорий налогоплательщиков.
5. Прозрачность формирования и применения как всех видов налоговых и неналоговых сборов, так и всех видов бюджетных выплат. Эффективность сбора налогов стоит в прямой зависимости от того, насколько налогоплательщик уверен в рациональности расходования собранных средств.
6. Участие гражданского общества в обсуждении и принятии налоговой системы.
7. Проведение «деоффшоризации»: принятие системы мер по предотвращению вывода капиталов и личных доходов из-под налогообложения.
Фискальные проблемы российских регионов
Природный капитал и пределы сырьевого развития России
Как добиться устойчивого экономического роста